Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2018

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) 

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2586

 2018 г., выпуск  № 2 (февраль)


Лабунская Наталия Андреевна

кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург
n.labun@mail.ru

Даргевичене Лина- Елена Иозовна
кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

d_lina@mail.ru
 

Старшеклассники в социальных сетях: чем больше реального общения, тем меньше времени в сети?

 

Аннотация. Анализируются материалы анкетирования по вопросу общения старшеклассников в социальных сетях. Выяснено, что это общение вполне осознанно, ограничено по времени, определенно по цели и избирательно по кругу охватываемых  субъектов. Проявляемая зависимость от сетей весьма относительна и дифференцирована, что не совпадает с устойчивым утверждением о ее всеобщности. Сети практически не «затягивают» ту часть учащихся, которая характеризуется широким кругом интересов и возможностью непосредственного общения со сверстниками.

 

Ключевые слова: старшеклассники, общение, социальные сети, зависимость дифференцирована.

__________ 

Natalja  A. Labunskaja
Candidate of Pedagogical Sciences, Ass. professor of Department of Pedagogy, Al.Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
n.labun@mail.ru


Lina-Elena I. Dargevichiene 

Candidate of Pedagogical Sciences, Ass.professor of Department of Pedagogy, Al.Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg

d_lina@mail.ru

High school students in social networks: the more you interact in real life, the less time you spend in the net?

Abstract
We analyze results of the survey of high school students on the subject of their interaction in social networks.  It was discovered that interaction is absolutely conscious and limited in time, it has a dedicated purpose and is selective in terms of the scope of subjects covered.  The displayed dependence on social networks is relative and differentiated, which is not consistent with the statement about its universality.  The networks practically don’t “drag in” part of students that have a wide range of interests and a possibility of real life interaction with other students.

Key words: high school students, interaction, social networks, differentiated dependence

__________

Проблема  общения человека с другими  –   как проблема исследования   -  всегда актуальна. Время движется вперед, меняется общество, меняется человек, изменяются не только цели, мотивы, содержание общения, но и    длительность, стиль, эмоциональная насыщенность. Характер и особенности общения современного человека во многом определяются технологическими устройствами, обеспечивающими его. Технологичность общения оказывает значительное влияние на человека, его поведение, образование,  мировоззрение.

В центре статьи изучение общения старшеклассников в социальных сетях. Исследование влияния социальных сетей на человека постоянно в поле внимания ученых. Одно из направлений в рамках этих работ связано с изучением  проблемы «старшеклассники в социальных сетях». Педагогов, психологов, социологов беспокоит «уход» подростков от реальности, их погружение в виртуальное общение, вместо непосредственного.  Проблема общения старшеклассников в социальных сетях исследуется около десяти лет. За это время появилось немало работ, в их числе [1-5]. Представленные в них данные, как минимум, противоречивы – от очень тревожных [5] до убеждающих, что со старшеклассниками в социальных сетях все в порядке [3.4]. Противоречивость данных, которыми оперируют исследователи,предполагает углубленное  изучение вопроса. В этой связи в ряде школ Санкт-Петербурга систематически проводятся исследования, раскрывающие особенности общения старшеклассников в социальных сетях.

В представленном материале обобщены данные опроса, проведенного в ноябре-декабре 2017 года, в Интернете. В качестве респондентов, отвечавших на вопросы нескольких анкет, выступили более 200 старшеклассников (учащиеся  10-11 классов).  Анкеты были размещены в Интернете с помощью продуктов «Документы. Форма» поисковой системы Google, позволяющей создавать и вести совместные проекты в любой точке виртуального пространства. Данный сервис помог оперативно собрать и систематизировать значительный объём данных.В основе статьи материалы трех (из нескольких использованных) анкет: «Социальные сети и их роль в жизни старшеклассника», «Влияние социальных сетей и Интернета на социализацию людей» и «Зависимы ли вы от общения в социальной сети?» Практически все вопросы, включенные в анкеты, являются закрытыми. Часть их направлена на получение количественных данных, часть – качественных. Обратимся к  данным, полученным по ключевым вопросам.

Первый блок вопросов можно объединить темой «Откуда старшеклассники узнали о социальных сетях?». Варианты ответов: «Рассказали друзья»  (примерно 80%); сам(а) нашел (ла) в Интернете (около 17%), затрудняюсь ответить (не более 3%). Полученные данные подтверждают, что социальные сети – это неотъемлемая часть жизни старшеклассников. Вывод тривиален, но попробуем рассмотреть его подробнее. Практически всем старшеклассникам известны социальные сети vkontakte.ru, odnoklassniki.ru, facebook.com, mail.ru, менее известна сеть myspase.com, tviter.  Большинство учащихся зарегистрированы на нескольких из них.

Довольно интересны полученные количественные данные, касающиеся двух вопросов применения сети. Первый вопрос – о давности пользования старшеклассниками услугами социальных сайтов. Ответ преобладающего большинства старшеклассников - более трех лет. Второй – о частоте посещения сетей. Превалирующий ответ – каждый день. Значим ответ о  длительности работы в социальных сетях в течение дня, здесь разброс данных велик: от 5 минут, 1- 2 часов, до более 3 часов. На разброс полученных данных следует обратить внимание: отношение учащихся к сетям в значительной мере дифференцировано. Эти материалы позволяет поставить под сомнение нередко однозначно формулируемое утверждение о зависимости большинства учащихся от социальных сетей. Можно предположить, что для многих пребывание в сети это аспект модели поведения современного человека, особенно в юношеском возрасте. Дифференцированное отношение к сети получило подтверждение в нашей работе и представлено ниже. 

Серьезный для исследования вопрос связан с выяснением целей использования старшеклассниками социальных сайтов. Общий для всех ответ «общение с друзьями»;далее - «использование медиаресурсов»;  «поиск старых друзей, одноклассников»; реже встречаются ответы – «новые знакомства», «поддержание деловых контактов»; еще реже -  «возможность общения в тематических группах», прослеживаются   единичные ответы типа «скачивать музыку, смотреть видео», «ничего», «не знаю». Итак, ведущая цель использования сети – общение. Но сети могут превратить эту деятельность в виртуальную - молодые погружаются  в сетевую реальность, уходя от реальности объективной с ее трудностями и проблемами в относительно легкую сюрреальность. Последствия этого, не только в должной мере не исследованы, но пока не включены в программы серьезных исследований, насколько нам известно. На связанный с предыдущим вопрос «Изменилась ли ваша жизнь в связи с использованием социальных сайтов?» около  40%  дали ответ  – «да, улучшилась», примерно по 20% - «ухудшилась», «не изменилась», «затрудняюсь ответить». Возможно, эти ответы -  отклик на неудачный для многих опыт  ухода от реальности в сети. Но достаточных материалов для утверждения этого предположения в наших данных нет.

 Второй блок вопросов позволяет выяснить особенности проявления активности старшеклассников в социальных сетях. Здесь предлагались два вопроса, сформулированных следующим образом: «Какова ваша основная деятельность в социальных сетях?» и «Кто из пользователей может просматривать вашу страницу в социальной сети?». Разброс ответов на первый из вопросов достаточно широк. Приведем варианты:  «общение» (общий для всех ответ), «просмотр фотографий и видеофильмов», «посещение тематических групп». Степень доступности страницы варьируется от «возможности доступа для всех пользователей» (до 70% ответов), для друзей и друзей друзей (15%) до - только для друзей (15%). Эти данные подтверждают: общение в социальных сетях  превалирует как цель и деятельность, но круг общения в значительной мере регулируется самими пользователями и существует от очень широкого до весьма локализованного. Выводы представляются  весьма значимыми: при возможности фактически неограниченного круга общения пользователи осознанно его локализуют – имеет место избирательное общение. Отсюда –  уверенно утверждаемая зависимость учащихся от сетей оказывается под   большим вопросом.

Значимыми для анализа проявлений старшеклассников в Интернете представляются  их ответы на вопрос: «Какую информацию личного плана вы предоставляете о себе в социальных сетях?» Казалось бы, при возможности анонимности можно сообщить о себе все, что угодно, удовлетворяя любые свои фантазии. В действительности это не так. Ответы на предложенный вопрос можно разделить примерно на три количественно одинаковых группы: около трети сообщает о себе только общую информацию (ФИО, пол, дата рождения), вторая треть – предлагает более развернутую информацию: указывают свое хобби, а также общие о себе данные, остальные - информации не оставляют. Причины этого достаточно интересного  распределения пока не вполне ясны, необходимо дальнейшее более глубокое изучение проблемы. Можно предположить: старшеклассники ориентированы на общение в сетях преимущественно от «своего имени», а не от имени некоего вымышленного человека, их заменяющего, поскольку хотят осмысленного значимого для себя общения.

К этому блоку примыкает вопрос о возможности отказаться от использования Интернета. На первый взгляд представляется, что последует однозначный ответ: «нет». Данные исследования этого не подтверждают. Практически половина старшеклассников ответила «да», несколько менее четверти дали ожидаемый ответ «нет», остальные затруднились ответить. Несомненно, это очень интересные данные, показывающие неоднозначность декларируемой зависимости многих пользователей, особенно подростков и молодых людей, от сети. К этому  блоку относятся два других  вопроса: «Считаете ли вы, что информация в социальных сетях может быть опасна для пользователей?» и « Как вы думаете, является ли чрезмерное увлечение социальными сетями опасным?» На первый вопрос однозначное «да» дали  не более 20% опрошенных,  треть -  затруднились с ответом, остальные ответили «нет». В ответах на второй вопрос просматривается иная ситуация: почти 40% ответили положительно, около  15%  затруднились ответить, около половины ответили отрицательно. Таким образом, старшеклассники дифференцируют ситуацию, связанную с опасностью собственно сетевой информации и зависимостью от сетей. Сетевая информация представляется им менее опасной, чем зависимость от работы в сети.

Следующая группа вопросов позволяет лучше понять многие позиции учащихся, осмыслить некоторые материалы исследований. Так, например, на вопрос: «Чувствуете ли вы себя не комфортно, если у вас нет доступа к социальным сетям длительное время (например, более суток)?» две трети опрошенных дали  очень радующий в этой ситуации ответ – «нет»,  около трети – «да», отдельные старшеклассники затруднились с ответом. Вопрос о возникновении чувства дискомфортности без доступа к социальным сетям тесно связан с другим вопросом: «Можете ли вы в любой момент отказаться от использования социальных сайтов?»  Более трети ответили «да»,  около 40% ответили «нет», остальные затруднились с ответом. Эти данные позволяют подтвердить отсутствие массовой зависимости старшеклассников от сетей, но существование таковой у части из них.

Обобщение материалов исследования показывает: основная цель использования сети старшеклассниками – общение, и это констатация того, что утверждалось ранее. Однако из наших материалов можно выяснить более глубокие моменты этого феномена. У большинства  учащихся общение вполне осознанно, ограничено по времени, определенно по цели и избирательно по кругу охватываемых  субъектов. Всесторонний анализ полученных данных позволяет с достаточным основанием утверждать и иное: склонны к той или иной зависимости от сетей старшеклассники, имеющие проблемы с учебой и общением. Сети практически не «затягивают» ту часть учащихся,  которая характеризуется широким кругом интересов и возможностью непосредственного общения со сверстниками.

Исследование вопроса «жизни» учащихся в социальных сетях – значимо и  интересно. Это новое педагогическое и психологическое явление, лишь отдельные  аспекты которого затронуты в статье. Вполне понятно, очень многое осталось вне внимания этой сравнительно небольшой и по массиву респондентов, и по охваченной проблематике работы. Нет сомнений, проблема «общение молодого человека в социальных сетях» остается актуальной и нуждается в дальнейшем изучении.

Литература

1. Алексеева А.О. Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования [Текст] /под ред. И.Засурского. – М.:МГУ, 2007. 249 с..  

2. Бабаева Ю.Д. Интернет: воздействие на личность [Текст] /Ю.Д. Бабаева, А.Е.Войскунский, О.В.Смыслова //Гуманитарные исследования в Интернете. – М., 2000.  С. 26 – 37

3. Кузнецова Ю. и др. Социальные сети и их роль в современной жизни старшеклассника. СПБ. – 2012 [Электронный ресурс]   //URL: http://pandia.ru/text/78/468/20894.php .- [дата обращения 10.02.2018]

4. Социальные сети в жизни школьника. [Электронный ресурс] / URL: .https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/04/15/sotsialnye-seti-v-zhizni-shkolnika. .- [дата обращения 10.02.2018]

5. Челышева И.В. Мир сетевых сообществ: на пути к новой культуре [Текст]  // Дистанционное и виртуальное обучение.- 2013.  – № 5. – С. 51–59.

 

Статья подготовлена по материалам доклада на Международной научно-практической конференции "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА СЕТЕВОЙ ЛИЧНОСТИ"  (Институт педагогики, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, 30.01.2018) 

Literature

1.Alexseeva A.O.Internet  I interaktivnye elektronnye media: [text] pod red. I.Zasurskogo – M.:  MGU,2007.249 s.
2. Babayeva J.D. Internet vozdeistvie na lichnost [text] / J.D.Babayeva, A.E.Vojskunskij, O.V.Smislova // Gumanitarnye issliedovanija v Internete. – M.,2000. s.26- 37.
3. Kuznecova J. i dr. Sotsialnye seti, ii hrol v sovriemienoj zhizni starsheklasnika. SPB  -  2012 [elektronnyj resurs] 
// URL: http://pandia.ru/text/78/468/20894.php  .- [data obrasheniya 10.02.2018]
4.Sotsialnye seti v zhizni shkolnika [elektronnyj resurs] / URL:.
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/04/15/sotsialnye-seti-v-zhizni-shkolnika  .- [data obrasheniya 10.02.2018]
5.Chelysheva  I.V. Mir setevyx soobchestv:na puti k novoj culture [
text] //  Distancionoje i virtualnoje obuchenie. – 2013. - № 5. - S. 51-59.

 


Copyright (C) 2018, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал 
ISSN 1997-8588
(online), ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна
[ИП Ахаян А.А.],
 гос. рег. 306784721900012 от 07.08.2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100